Избранное сообщение

Очень вольный перевод статьи Designing to Succeed

Не так давно некий Tony Downey, геймдизайнер, опубликовал внушительную статью о разработке и игровом дизайне инди-игр. В ней он рассмотр...

четверг, 16 февраля 2012 г.

Лицензирование flash-игр


В этой статье я расскажу, как работает лицензирование флешек, для чего оно нужно и какую выгоду получает каждая сторона.

Для начала разберёмся с терминологией. Лицензирование и спонсирование в контексте flash-рынка – это, в общем-то, синонимы. Юристы, конечно, возмутятся, но всем плевать на них, когда есть устоявшаяся языковая традиция)

Зачем вообще кому-то лицензировать игры? Дело в том, что порталы с flash-играми зарабатывают на рекламе. Больше посетителей на сайте – больше денег. Для привлечения посетителей можно заказать рекламу, провести поисковую оптимизацию… Но самый эффективный способ увеличить трафик – это привести его из игр. Для спонсора каждая лицензированная флешка – это своего рода большой интерактивный баннер его сайта. Ведь он платит деньги разработчику за размещение в игре логотипов своего сайта и прочего брендинга. Потом игра распространяется по интернету – на сотнях порталов появляется реклама сайта спонсора, встроенная в игру! Другим сайтам, конечно, не выгодно бесплатно размещать у себя чужую рекламу, но необходимость обновлять контент часто перевешивает.

Кстати, о брендинге. Типичный брендинг – это логотип спонсора в прелоадере, сплеш-скрин (заставка) спонсора, логотип в главном меню и кнопка “More games” там же. Все эти элементы должны реагировать на нажатие мыши и открывать сайт спонсора. Возможен вариант более жёсткого брендинга – когда логотип спонсора висит в самой игре, появляется на экранах победы и поражения, добавляются периодически появляющиеся кнопки с надписями в духе «Надоело? А вот тут есть ещё больше интересных игр!» Для игр с механиками головоломок (или хотя бы отдалённо приближённым к ним) обязательным элементом является также ссылка на видео-прохождение, расположенное на сайте спонсора.

Теперь о самих лицензиях. Самая часто встречающаяся лицензия – это основное спонсорство (primary sponsorship). При таком лицензировании спонсор платит разработчику деньги за встраивание в игру своего брендинга и запрет на распространение «чистой» версии, кроме случаев с сайт-локами, о которых ниже. Часто праймари лицензия обязывает разработчика не распространять даже спонсированную версию некоторое время – чтобы поисковики выдавали по запросу названия игры в первую очередь сайт спонсора. Стоить такое лицензирование может от 10 до 50000 долларов.

Сайт-лок (оно же «неэксклюзивное спонсорство») – это продажа какому-нибудь порталу «чистой» версии или версии с брендингом этого портала, но для использования только на домене этого портала. Отсюда и название «сайт-лок» - такая версия будет работать только на определённом заранее сайте, а на остальных показывать ошибку или пенис негра. Стоят сайт-локи обычно 5-10% от суммы праймари. За хитовой игрой крупные порталы сами придут к разработчику с предложением купить у него сайт-лок. Некоторые порталы, кстати, принципиально не берут себе игр с чужим брендингом и размещают у себя только сайт-локи. Конечно, игр у них меньше, но зато все они очень качественные.

Эксклюзивная лицензия – это как праймари, но только с запретом на продажу сайтлоков. То есть, стоит больше, чем праймари.

В принципе, к каждому виду лицензии возможны несколько опций. Для праймари и сайт-локов спонсоры могут разрешить добавить в игру рекламу. Возможно, так разработчик получит даже больше денег, но стоимость самой лицензии снизится. С рекламой возможны разные варианты дележа прибыли между спонсором и разработчиком, каждый случай оговаривается отдельно.

Ещё вариант – это перформанс-сделки: разработчик получает бонусы за определённое количество геймплеев его игры. Иногда даже спонсоры вообще не платят за лицензирование вперёд, а дают деньги исключительно в зависимости от того, сколько людей сыграет в игру. Сродни этому варианту – оплата за клики по брендингу спонсора. Эти два варианта наиболее честные как для спонсора, так и для разработчика, но в чём-то и опасные для обоих. Если игра пойдёт очень хорошо, то спонсору придётся сильно раскошелиться, если игра пойдёт плохо – то разработчик получит очень мало.

Таким образом, в большинстве случаев разработчику выгодно, чтобы во время дистрибуции его игру взяло максимальное количество порталов. Если он самоспонсируется или просто зарабатывает на рекламе, это очевидно. Если он продал лицензию, то наверняка в её условиях есть какой-нибудь бонус за геймплеи или разрешение использовать рекламу.

Продавать свои флешки можно напрямую написав спонсорам или же воспользовавшись аукционом - flashgamelicense.com. Но это уже другая история)

4 комментария:

  1. Слушай, а Эксклюзивная лицензия накладывает какие-нибудь ограничения на выпуск второй или третьей части игры?

    ОтветитьУдалить
  2. Сами по себе эти лицензии никак не регламентируют выпуск следующих частей. Только если сам спонсор захочет, он может дополнительно включить какие-то подобные условия в соглашение.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо - кратко и понятно.

    ОтветитьУдалить